Армирование ростверка свайного фундамента

фундамент на сваях

Основание на сваях является универсальной конструкцией для постройки малоэтажных зданий из дерева, кирпича, пенобетона и газобетона на любых видах почвы. Данные базисы применяют для возведения и других застроек, например, заборов. Устойчивость свайных основ во многом зависит от правильно выполненной обвязки, поэтому армирование ростверка свайного фундамента считается одним из самых важных этапов при его возведении. 

Армирование обвязки – виды и функции

пример армирования

 

Обвязка являет собой ленточный каркас, который соединяет между собой сваи, стоящие на расстоянии друг от друга. Она выступает в роли опорной платформы, на которой устраиваются сены строения. Благодаря ростверку нагрузка от здания равномерно распределяется на опоры, обеспечивая им стойкость.

Существует три вида ростверка:

  • Стальной – изготавливается из швеллера или двутавра;
  • Деревянный – из обычного или клееного бруса;
  • Железобетонный (монолитный).

Именно третий вид обвязки, используемый при постройке массивных зданий, требует выполнения армирования.

Укрепление железобетонной обвязки арматурными стержнями необходимо, так как бетону, при том, что он является достаточно устойчивым материалом, характерны растяжения и низкое сопротивление нагрузке на изгиб. Арматурные сетки внутри ростверка принимают всю нагрузку на себя, защищая обвязку от деформации и эрозии, продлевая ей этим жизнь.

Материалы и расчеты

схематичное изображение

Армирование обвязки осуществляется посредством установки верхнего и нижнего поясов из арматурных прутьев по периметру ростверка. Пояса изготавливаются из стержней диаметром 1,4-1,6 см (лучше всего брать арматуру класса А3), соединяются они вертикальными и горизонтальными перемычками.

Перемычки, используемые для соединения, выполняют в виде:

  • Отдельных арматурных прутов, приваренных к поясам. Остановившись на таком варианте, стоит помнить, что стержни-перемычки по типу и диаметру должны соответствовать стержням, используемым для создания поясов.
  • Арматурных стержней, выгнутых в прямоугольные хомуты. Для данного типа перемычек стоит приобрести прутки класса А2, диаметр которых равняется 0,8-1 см. Материал из стеклопластика категорически не подойдет, так как он не гнется. Монтаж прямоугольных хомутов отличается трудоемкостью, но результат того стоит – благодаря минимальному количеству сварки конструкция получается более прочной и долговечной.

Расчет материалов для армирования ростверка свайного фундамента – очень важная, но достаточно непростая процедура. Чтобы ее облегчить, специалисты рекомендуют обратиться к положениям строительных норм и правил, согласно которым при устройстве каркаса:

  • В поясах используется от 4 стержней, максимальное расстояние между которыми должно равняться 10 см;
  • Максимальное расстояние между вертикальными перемычками может быть 40 см;
  • Расстояние между горизонтальными перемычками должно составлять от 20 см до 30 см;
  • Минимальная толщина защитного пласта бетонной смеси, отвечающего за перераспределение веса на обвязку и защищающего арматуру от влаги, обязана равняться 5 см.

Выполнение армирования обвязки

армируем ростверк

Укладка арматуры производится после того, как была завершена работа над предыдущими этапами возведения свайного основания, среди которых установка свай, их обрезка и монтаж опалубки. Если внутри готовой опалубки выступают арматурные каркасы свай, высота которых равна сечению ростверка, можно приступать к армированию обвязки. На всякий случай перед началом армирования ростверка свайного фундамента стоит еще раз перепроверить чертеж и свериться с проектом.

Собирая каркас, прутья можно соединять сваркой или связывать при помощи проволоки. Сварка лишает армирование эластичности, поэтому считается, что она пагубно влияет на качество готового ростверка. При этом сварку часто используют при возведении многоэтажных зданий, так что опасения неоправданные.

Армирование производиться в несколько шагов:

  1. К прутьям арматуры, выступающим из свай, приваривают или привязывают (в зависимости от предпочтений мастера) горизонтальные стержни. Минимальная высота, которую стоит отступить от дна опалубки, должна быть 5 см.
  2. На стержнях с выбранным шагом размещают и приваривают прутья нижнего пояса.
  3. В местах между опорами ставятся соединяющие перемычки – заранее изогнутые хомуты прямоугольной формы.
  4. На внешних гранях прямоугольных хомутов закрепляют детали верхнего арматурного пояса.
  5. Углы и участки прилегания недопустимо армировать перегнутыми прутами. В таких местах укладывают цельные прутья Г-образной или П-образной формы.
  6. Готовый каркас заливают бетоном.

 

Армирование обвязки свайного базиса – это серьезная инвестиция в надежность будущего здания. Именно армирование добавляет конструкции прочности и усиливает ее стойкость к нагрузкам. Стоит помнить, что перед укладкой арматуры нужно сделать точные расчеты, изучить технологию монтажа и только после этого браться за работу.

Видео обо всём в деталях от специалиста: